Цели и задачи
Целью экскурсионной программы “Наследники большого города» является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родному городу и стране, формирование ценностного отношения к истории и культуре России.
Задачи программы:
1. Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями и значимыми местами Москвы, событиями и героями прошлого.
2. Продолжить ознакомление с ключевыми темами программы «Разговоры о важном»: День народного единства, Урок памяти, Россия: взгляд в будущее, День российской науки.
3. Создать условия для осознания школьниками ценности народного единства, подвига защитников Отечества, развития науки и технологий.
4. Развивать умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, уважать мнение других участников.
5. Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся, чувства сопричастности к истории и культуре родного города.
6. Прививать бережное отношение к культурному наследию Москвы и России, стремление изучать и сохранять традиции своего народа.
Планируемые результаты экскурсии
Предметные результаты:
1. Знание ключевых событий и персоналий из истории Москвы и России (основание города, Смутное время, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война).
Достигается через рассказ экскурсовода, викторины, обсуждения.
2. Понимание значения Москвы как столицы, ее роли в жизни страны.
Формируется при знакомстве с Красной площадью, Кремлем, памятниками.
3. Представление о развитии науки и технологий в России, их роли в жизни общества.
Реализуется при обсуждении темы "Россия: взгляд в будущее" у Москва-Сити.
4. Знакомство с культурным наследием Москвы, его многообразием.
Обеспечивается маршрутом экскурсии, охватывающим разные достопримечательности.
Метапредметные результаты:
1. Умение анализировать информацию, делать выводы, приводить аргументы.
Достигается через интерактивные задания, дискуссии, обмен мнениями.
2. Развитие навыков сотрудничества, работы в группе.
Реализуется при выполнении командных заданий, обсуждениях.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий для поиска и представления информации.
Формируется в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами.
4. Способность ориентироваться в пространстве, на карте города.
Обеспечивается заданиями на ориентирование, работой с картой маршрута.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, ее истории.
Достигается через знакомство с героическими страницами прошлого, посещение мемориалов.
2. Формирование гражданской идентичности, осознание себя частью многонационального народа России.
Реализуется при обсуждении темы единства страны, общности ее исторической судьбы.
3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Москвы.
Обеспечивается осмотром архитектурных памятников, ансамблей, произведений искусства.
4. Осознание ценности науки, уважение к ученым и их открытиям.
Формируется при обсуждении вклада столичных вузов и исследовательских центров в развитие страны.
5. Понимание важности сохранения исторической памяти, уважения к подвигу предков.
Достигается через церемонии возложения цветов, минуты молчания, рассказы о героях.
6. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, полученной во время экскурсии.
Реализуется через пробуждение интереса к дальнейшему изучению истории и культуры Москвы, России.
Маршрут экскурсии
1. Проезд к Москва-Сити.
Вводный рассказ об истории Москвы, ее роли как центра политической, экономической и духовной жизни страны. Знакомство с радиально-кольцевой планировкой города.
Выход у комплекса Москва-Сити.
Тема «Разговоров о важном»: Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет.
обучающиеся обсуждают, как Москва-Сити символизирует устремленность России в будущее, развитие высоких технологий, движение к технологическому суверенитету. Дискуссия о возможностях и рисках искусственного интеллекта. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего.
Предметные результаты: понимание роли науки и технологий в развитии страны.
Метапредметные результаты: умение анализировать информацию, приводить аргументы.
Личностные результаты: осознание ценности научного прогресса.
2. Проезд к Воробьевым горам.
По пути – рассказ о Бородинской панораме, повествующей об Отечественной войне 1812 года. Обсуждение единства народа в борьбе с врагом как залога победы.
Выход на смотровой площадке.
Тема «Разговоров о важном»: День российской науки.
обучающиеся узнают о выдающихся открытиях российских ученых, в том числе совершенных в стенах МГУ. Исследовательское задание: собрать информацию о жизни и достижениях Д.И. Менделеева. Викторина о научных прорывах.
Предметные результаты: знакомство с российскими учеными и их трудами.
Метапредметные результаты: развитие навыков поиска и анализа информации.
Личностные результаты: формирование чувства гордости за отечественную науку.
3. Проезд и выход на Красной площади.
Тема «Разговоров о важном»: День народного единства.
У памятника Минину и Пожарскому обучающиеся вспоминают события Смутного времени, беседуют о роли народного единства в истории страны. Прогулка по Красной площади – сердцу России, осмотр собора Василия Блаженного, Лобного места.
Предметные результаты: знание истории Смутного времени, его героев.
Метапредметные результаты: умение рассуждать, обосновывать свою позицию.
Личностные результаты: осознание важности сплоченности народа для благополучия страны.
4. Переход в Александровский сад к могиле Неизвестного Солдата.
Тема «Разговоров о важном»: Урок памяти.
обучающиеся узнают историю мемориала, чтут память павших героев Великой Отечественной войны. Рассказ о подвиге защитников Отечества, поисковой работе. Минута молчания, возложение цветов.