Top.Mail.Ru
Наследники Великого города
Совместная программа Марина тревел и АНО ШТИЦ
Экскурсия по требованиям Федеральной рабочей программы внеурочной деятельности "Разговоры о важном" включает программу повышения квалификации для педагога
Образовательная экскурсия «Наследники великого города» знакомит школьников с историей и достопримечательностями столицы России. Маршрут включает посещение делового центра Москва-Сити, смотровой площадки на Воробьевых горах, Красной площади и Александровского сада. В ходе экскурсии ребята узнают об основных вехах развития Москвы, выдающихся личностях, событиях прошлого и настоящего. Школьники участвуют в интерактивных заданиях, дискуссиях, викторинах.

Особое внимание уделяется темам программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»: народному единству, подвигу защитников Отечества, развитию науки и технологий.
Финалом экскурсии становится торжественная церемония посвящения в юные москвичи.

В рамках подготовки и проведения экскурсии педагог пройдет программу повышения квалификации АНО ШТИЦ "Проведение мероприятий программы внеурочной деятельности "Разговоры о важном" в формате экскурсии" (18 часов) и получит свидетельство программы повышения квалификации установленного образца
Методические основы
Программа экскурсии создана в качестве экскурсионной части программы внеурочной деятельности Разговоры о важном ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования

Экскурсия «Посвящение в москвичи» разработана на основе следующих источников:
  1. Методические рекомендации Разговоры о важном ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования.
  2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для основного общего образования (Основное общее образование) ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования.
  3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Возраст обучающихся
Экскурсия ориентирована на учащихся 5-9 классов (11-15 лет).
Цели и задачи экскурсии
Целью экскурсионной программы “Наследники большого города» является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родному городу и стране, формирование ценностного отношения к истории и культуре России.
Задачи программы:
1. Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями и значимыми местами Москвы, событиями и героями прошлого.
2. Продолжить ознакомление с ключевыми темами программы «Разговоры о важном»: День народного единства, Урок памяти, Россия: взгляд в будущее, День российской науки.
3. Создать условия для осознания школьниками ценности народного единства, подвига защитников Отечества, развития науки и технологий.
4. Развивать умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, уважать мнение других участников.
5. Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся, чувства сопричастности к истории и культуре родного города.
6. Прививать бережное отношение к культурному наследию Москвы и России, стремление изучать и сохранять традиции своего народа.

Таким образом, экскурсия «Посвящение в москвичи» соответствует целям и задачам программы «Разговоры о важном», носит ценностно-ориентированный и воспитательный характер. Она призвана стать ярким и запоминающимся событием в жизни обучающихся, побудить их к дальнейшему изучению истории своей страны.

Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Знание ключевых событий и персоналий из истории Москвы и России (основание города, Смутное время, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война).
Достигается через рассказ экскурсовода, обучающую игру и обсуждение.

2. Понимание значения Москвы как столицы, ее роли в жизни страны.
Формируется при знакомстве с Красной площадью, Кремлем, памятниками.

3. Представление о развитии науки и технологий в России, их роли в жизни общества.
Реализуется при обсуждении темы "Россия: взгляд в будущее" у Москва-Сити.

4. Знакомство с культурным наследием Москвы, его многообразием.
Обеспечивается маршрутом экскурсии, охватывающим разные достопримечательности.
Метапредметные результаты:
1. Умение анализировать информацию, делать выводы, приводить аргументы.
Достигается через интерактивные задания, дискуссии, обмен мнениями.

2. Развитие навыков сотрудничества, работы в группе.
Реализуется при выполнении командных заданий, обсуждениях.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий для поиска и представления информации.
Формируется в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами.

4. Способность ориентироваться в пространстве, на карте города.
Обеспечивается заданиями на ориентирование, работой с картой маршрута.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, ее истории.
Достигается через знакомство с героическими страницами прошлого, посещение мемориалов.

2. Формирование гражданской идентичности, осознание себя частью многонационального народа России.
Реализуется при обсуждении темы единства страны, общности ее исторической судьбы.

3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Москвы.
Обеспечивается осмотром архитектурных памятников, ансамблей, произведений искусства.

4. Осознание ценности науки, уважение к ученым и их открытиям.
Формируется при обсуждении вклада столичных вузов и исследовательских центров в развитие страны.

5. Понимание важности сохранения исторической памяти, уважения к подвигу предков.
Достигается через церемонии возложения цветов, минуты молчания, рассказы о героях.

6. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, полученной во время экскурсии.
Реализуется через пробуждение интереса к дальнейшему изучению истории и культуры Москвы, России.
Маршрут экскурсии
1. Проезд к Москва-Сити.
Вводный рассказ об истории Москвы, ее роли как центра политической, экономической и духовной жизни страны. Знакомство с радиально-кольцевой планировкой города.

Выход у комплекса Москва-Сити.
Тема «Разговоров о важном»: Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет.
обучающиеся обсуждают, как Москва-Сити символизирует устремленность России в будущее, развитие высоких технологий, движение к технологическому суверенитету. Дискуссия о возможностях и рисках искусственного интеллекта. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего.

2. Проезд к Воробьевым горам.
По пути – рассказ о Бородинской панораме, повествующей об Отечественной войне 1812 года. Обсуждение единства народа в борьбе с врагом как залога победы.

Выход на смотровой площадке.
Тема «Разговоров о важном»: День российской науки.
обучающиеся узнают о выдающихся открытиях российских ученых, в том числе совершенных в стенах МГУ. Исследовательское задание: собрать информацию о жизни и достижениях Д.И. Менделеева. Викторина о научных прорывах.


3. Проезд и выход на Красной площади.
Тема «Разговоров о важном»: День народного единства.
У памятника Минину и Пожарскому обучающиеся вспоминают события Смутного времени, беседуют о роли народного единства в истории страны. Прогулка по Красной площади – сердцу России, осмотр собора Василия Блаженного, Лобного места.


4. Переход в Александровский сад к могиле Неизвестного Солдата.
Тема «Разговоров о важном»: Урок памяти.
обучающиеся узнают историю мемориала, чтут память павших героев Великой Отечественной войны. Рассказ о подвиге защитников Отечества, поисковой работе. Минута молчания, возложение цветов.

Кульминация экскурсии – торжественная церемония посвящения в юные москвичи. Ребята получают памятные свидетельства, напутствие хранить и приумножать наследие великого города.
Программа экскурсии
✔️Обзорная часть
По дороге к деловому центру Москва-Сити экскурсовод рассказывает об истории города, его развитии от древней столицы до современного мегаполиса. Упоминаются основные вехи: основание Москвы князем Юрием Долгоруким, расцвет во времена Ивана III и Ивана Грозного, перенос столицы при Петре I, возвращение статуса столицы в 1918 году. Отмечается радиально-кольцевая структура городской застройки.

Проезжая по Кутузовскому проспекту, обучающиеся узнают, что эта магистраль названа в честь великого полководца, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Обращается внимание на памятник Багратиону - одному из героев Отечественной войны 1812 года.

Подъезжая к Москва-Сити, ребятам предлагается оглядеть панораму делового квартала и поразмышлять, как он отражает устремленность нашей столицы в будущее.

По пути к Москва-Сити затрагивается тема «День народного единства» из программы «Разговоры о важном».

Пока автобус едет по московским улицам, экскурсовод рассказывает о событиях 1612 года - тяжелом периоде в истории российского государства, известном как Смутное время. Страна находилась под угрозой распада, ей было необходимо объединение всех патриотических сил.

В этот критический момент на сцену выходят Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - организаторы народного ополчения. Под их руководством удалось собрать войско из представителей разных сословий и национальностей, которое освободило Москву от иноземных захватчиков. Этот подвиг стал ярким примером того, как народное единство помогает преодолеть любые испытания.

Гид подчеркивает, что память о тех событиях хранится в названиях улиц и площадей столицы. Школьникам предлагается вспомнить, какие объекты в Москве носят имена Минина и Пожарского.

Обучающиеся участвуют в дискуссии о том, что и сегодня единство и сплоченность общества являются залогом благополучия страны. В моменты серьезных вызовов россияне объединяются, невзирая на различия в происхождении и социальном положении. Так было во время Великой Отечественной войны, так происходит и в наши дни.

В завершение обсуждения дети размышляют над вопросом: «Когда еще люди особенно остро чувствуют необходимость действовать сообща?» (во время природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий и т.д.).

Таким образом, переезд к Москва-Сити становится поводом поговорить о важнейшем событии российской истории и его значении для современности. обучающиеся осознают ценность народного единства - фундамента стабильности и развития нашего государства.
✔️Выход к комплексу Москва-сити.

Тема из "Разговоров о важном": Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии.

обучающиеся любуются небоскребами Москва-Сити, символизирующими инновационное развитие страны. Гид поясняет, что Россия стремится к технологическому суверенитету, то есть к самостоятельности в ключевых технологиях. Для этого необходимо развивать передовые отрасли экономики, в том числе IT-индустрию. Москва-Сити - своеобразный хаб для многих высокотехнологичных компаний.

Ребята смотрят ролик о развитии в России цифровой экономики, электронных сервисов в образовании, здравоохранении, госуслугах. обучающиеся участвуют в дискуссии о плюсах и минусах повсеместного внедрения информационных технологий, рассуждают о перспективах и рисках искусственного интеллекта.

Следующий интерактив - воображаемое путешествие по городу профессий будущего. обучающиеся представляют, какие специальности будут востребованы в скором времени, когда технологии кардинально изменят привычный уклад. IT-врач, проектировщик умной среды, биоинженер, космический гид - возможно, кто-то из ребят уже сейчас выберет одну из профессий и начнет к ней готовиться.

В завершение дети фотографируются на фоне небоскребов Москва-Сити, чтобы сохранить память об этой насыщенной остановке.
✔️проезд к Красной площади:

По дороге к сердцу Москвы экскурсовод рассказывает о значении Красной площади как главной площади страны. Ребятам объясняется происхождение ее названия: «красный» в древнерусском языке означало «красивый», «главный». Гид упоминает, что на Красной площади traditionally проходят военные парады, демонстрации, народные гулянья.

обучающиеся узнают о двух важнейших достопримечательностях, расположенных на площади и неразрывно связанных с историей России - Московском Кремле и Покровском соборе (храме Василия Блаженного). Кремль издревле служил резиденцией русских правителей, а собор Василия Блаженного был возведен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства.

Также дети слушают рассказ о Мавзолее Ленина и Некрополе у Кремлевской стены, где покоятся выдающиеся деятели советской эпохи. Экскурсовод объясняет значение этих мемориалов для нашей истории.
✔️Выход на Красную площадь.

Тема из "Разговоров о важном": День народного единства.
Пешеходная часть экскурсии начинается у памятника Минину и Пожарскому. обучающиеся вспоминают историю Смутного времени начала XVII века, когда страна оказалась на грани распада и иноземного порабощения. В этот критический момент ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским сумело освободить Москву и положить начало возрождению российской государственности.

Ребята рассматривают бронзовую скульптурную группу, читают надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Они размышляют о том, что подвиг организаторов ополчения - пример самоотверженного служения Родине, готовности отдать за нее жизнь. Дети участвуют в дискуссии о необходимости народного единства в трудные для страны времена.

Продолжая прогулку по Красной площади, обучающиеся обращают внимание на Лобное место - круглый каменный помост, откуда в старину оглашали царские указы, а также на здание Исторического музея, хранящего бесценные реликвии нашего прошлого. Гид рассказывает о традиции новогодних гуляний на главной площади страны.

В завершение пешеходной части дети фотографируются на фоне Кремля и собора Василия Блаженного.

✔️Переход к Александровскому саду

Тема из "Разговоров о важном": Урок памяти.
Экскурсия продолжается в Александровском саду у Могилы Неизвестного Солдата. обучающиеся узнают историю мемориала, зажженного в память о миллионах советских воинов, погибших в боях Великой Отечественной войны. Факел для Вечного огня был доставлен из Ленинграда, что символизирует единство подвига защитников Москвы и города на Неве.

Ребята минутой молчания чтут память павших героев. Возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата. Гид рассказывает о поисковом движении в нашей стране - как и сегодня добровольцы ищут и перезахоранивают останки бойцов, считавшихся пропавшими без вести. Для многих семей такие находки - бесценная возможность узнать о судьбе своих родных.

В завершение дня на Красной площади проходит торжественная церемония посвящения в юные москвичи. Дети получают памятные свидетельства об участии в экскурсии «Посвящение в москвичи». Им напоминают, что быть москвичом - это не только жить в столице, но и знать ее историю, беречь ее наследие, гордиться ее героями. От юного поколения зависит будущее Москвы и всей России.

Экскурсия завершается на этой торжественной ноте. обучающиеся возвращаются домой с новыми знаниями и яркими впечатлениями.
Итог
Итогом экскурсии становится достижение предметных (знание истории и культуры Москвы), метапредметных (навыки анализа, аргументации, сотрудничества) и личностных (патриотизм, гражданская идентичность, стремление к саморазвитию) результатов. обучающиеся возвращаются домой с ярким опытом прикосновения к истокам, сопричастности к судьбе России, готовностью быть достойными наследниками великого города.